Что важно знать о сникер-культуре любителям кроссовок?
Редкие лимитированные кроссовки — один из способов выразить себя, найти единомышленников и транслировать определённый образ мышления. По сути это и есть сникер-культура, которая объединяет коллекционеров и модников, неравнодушных к уникальным находкам. Подробнее об этом феномене — в нашем материале.
Как всё начиналось
Сникер-культура зародилась в 1980-е годы в Америке. Тогда поклонники уличного движения начали внимательно относиться к выбору кроссовок, которые определяли их статус.
Этому способствовал спортивный мир. Например, сотрудничество Nike и Майкла Джордана. Бренд разработал для баскетболиста NBA кроссовки Air Jordan 1. За этой моделью началась охота: те, кто успел купить уникальную пару, перепродавали её за значительно большую сумму. Так среди молодёжи Европы, Японии и США начала развиваться «кроссовочная культура».
В России это совсем молодое, но развивающееся движение. Появляются специализированные издания, сникерхеды всё чаще выступают в качестве спикеров, чтобы рассказать о той или иной паре кроссовок и её истории. Многие стремятся найти редкие кастомизированные модели, интерес к которым особенно вырос в последние годы.
Сникер-культура — это не только коллекционирование кроссовок. Это и знание истории, и понимание различий в субкультурах, и умение сохранять внешний вид обуви, что перекликается с трендом на осознанное потребление. Сникерхеды бережно относятся к кроссовкам: отправляют в химчистку, обсуждают между собой лайфхаки по уходу — многие редкие пары выполнены из дорогой замши или нежной кожи.
Здесь и сейчас
Сотрудничество спортивных марок с дизайнерами и инфлюенсерами — ещё один пазл в общей картине развития сникер-культуры. Спортивные марки активно коллаборируют с рэперами — например, Канье Уэстом или Фарреллом Уильямсом. Это позволяет наращивать аудиторию и расширять число покупателей. А среди дизайнеров бренды сотрудничали с Йоджи Ямамото, Рафом Симонсом, Александром Вэнгом и Риком Оуэнсом.
Последние годы всё больше люксовых марок выпускают кроссовки. К этой удобной обуви не равнодушны Louis Vuitton, Gucci, Balenciaga, Prada, Dolce & Gabbana. Многие из них в каком-то смысле уступили свой ДНК современной тенденции, захватившей мир.
То и дело возвращается мода на женственность, но это не помеха кроссовкам и кедам. На подиумах весна-лето 2024 было много шпилек и платформ, но стиль спортшик и athleisure всё ещё популярны в одежде, а миксовать их логичнее всего с кроссовками.
Культ и тренд
Сникер-культура заметно влияет на модные тренды и стиль жизни. Но важно помнить, что культовые кроссовки и модные кроссовки — это не одно и то же. За первыми стоит история, легенда, личность. Например, Чак Тейлор, Стэн Смит или Майкл Джордан. Трендовые кроссовки актуальны здесь и сейчас. Это про моду в моменте. Не каждую обсуждаемую модель ждет судьба легендарной.
Шансы приблизиться к статусу «культовый», как правило, есть у кроссовок из лимитированных коллекций, коллабораций с известными музыкантами или художниками или у редких моделей, снятых с производства, а затем вернувшихся на полки.
Инфлюенсеры вносят свой вклад для возвращения в моду кроссовок. Особенно хорошо это получается у скандинавских модниц. Их аутентичный стиль и независимое отношение к моде вызывают доверие у коллекционеров и всех, кто интересуется модой и созданием своего стиля.