Как выбрать моторное масло для автомобиля
Чтобы двигатель дольше работал, важно правильно подобрать моторное масло. Оно смазывает детали, защищает мотор от износа, очищает и помогает от перегрева. Рассказываем о четырёх главных критериях выбора: от вязкости до лицензии.
Изучите допуски производителя авто
Главное правило: масло должно соответствовать допускам производителя автомобиля. Допуск — это оптимальное сочетание свойств масла с конкретными двигателями. Есть четыре варианта их узнать:
• Посмотреть в руководстве по эксплуатации — обычно допуски указаны в приложении.
• Спросить у официального дилера.
• Проверить допуски, которые указаны на старой упаковке моторного масла.
• Воспользоваться сервисом подбора — например, сервисом «Лукойл».
Иногда производители не указывают допуски для своих машин. В таком случае нужно посмотреть лицензию масла.
Проверьте лицензию моторного масла
Лицензия — это гарантия качества. Она показывает, что продукт соответствует требованиям и не портит двигатель. Каждое моторное масло получает минимум одну классификацию. Есть три популярные международные лицензии: API, ACEA и ILSAC.
API — лицензия Американского института нефти, который первым установил единые стандарты для масел. Маркировка учитывает свойства моторных масел и характеристики двигателей, для которых они подходят. Обозначается двумя буквами, например API SM или API CF. Первая буква после API — тип двигателя, для которого подходит масло: S для бензиновых, C для дизельных, T для двухтактных. Вторая буква отвечает за качество моторного масла: чем дальше по алфавиту, тем лучше. Наивысшая категория масел для бензиновых двигателей — API SN Plus.
ACEA — аналог лицензии API Европейской ассоциации производителей автомобилей. По ней моторные масла делятся на три категории: A/B, C, E. A/B — универсальные масла для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей. C — масла для двигателей внутреннего сгорания, которые соответствуют европейским стандартам экологии. Подходят для автомобилей с системами очистки выхлопных газов — сажевыми фильтрами или катализаторами. Категорию E используют только для мощных дизельных двигателей с тяжёлыми условиями эксплуатации, в основном для грузовиков, тракторов и экскаваторов.
ILSAC — стандарт Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел, который усиливает требования лицензии API. Все масла с такой маркировкой — всесезонные и энергосберегающие. ILSAC делит моторные масла на классы: от GF-1 до GF-6B. Чем больше цифра после GF, тем выше качество масла. Классы GF-1-GF2 устарели, а GF-3-GF-4 почти не используются. Современные классы — GF-5, GF-6A и GF-6B.
Вот примеры лицензий из руководств по эксплуатации для разных марок машин:
• Lada Granta — API SL, SM, SN.
• Hyundai Solaris — ACEA C2 или выше.
• Kia Riо — API SM, ACEA A5/B5, ILSAC GF4 или выше.
• Skoda Octavia — ACEA C3, API SP.
• Ford Focus — ACEA A5/B5.
Выберите вязкость масла по SAE
Масло с правильной вязкостью равномерно протекает по двигателю, помогает ему стабильно работать, защищает от износа и перегрева. Вязкость показывает густоту масла. Продукт с низкой вязкостью легко перетекает по двигателю, но хуже снижает трение.
Определять вязкость принято по стандарту SAE — Общества автомобильных инженеров. Масла делят на три класса по сезонам: летние, зимние и всесезонные. Большинство современных масел всесезонные, поэтому остановимся на них. Маркировка такого масла состоит из двух чисел.
Первое с индексом W (winter) показывает его текучесть на холоде. Чтобы понять примерную температуру, при которой запустится двигатель, нужно отнять от этого числа 35. Масло 5W подойдёт для температуры до −30ºC. Второе число без индекса означает густоту масла при высокой температуре. Оно показывает, сможет ли масло образовать достаточно прочную защитную плёнку на горячем двигателе.
Самый популярный вид по SAE для российского климата — 5W-40, но обычно производители пишут рекомендации вязкости для разной температуры в руководстве по эксплуатации.
Определитесь с составом: минеральное или синтетическое
Есть три вида базовых масел: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Минеральное масло самое простое в производстве: его делают из сырой нефти с минимальной обработкой. Такое масло хорошо смазывает, но быстро портится, густеет на холоде и может испортить современный двигатель. Минеральные масла используют редко и только в старых авто с маленькой нагрузкой на мотор.
Синтетическое масло получают в процессе химического синтеза. Чтобы его изготовить, нефть обрабатывают несколько раз. Получается стабильный продукт, который защищает двигатель при любых температурах и помогает ему работать дольше. При этом синтетика не гарантирует идеальные свойства: нужно подбирать смесь масла и химических добавок, их ещё называют присадками, которые подходят для конкретного авто.
Полусинтетическое масло получается, если смешать минеральное и синтетическое. Это средний вариант, оптимальный для машин с высоким пробегом. Выбирайте внимательно: пропорции минеральной и синтетической основы бывают разными. Обращайте внимание на цену и свойства масла: чем они выше, тем меньше риск получить некачественный продукт.
Чек-лист по выбору моторного масла
1. Узнайте допуски производителя автомобиля: есть в руководстве по эксплуатации или у официального дилера. 2. Проверьте международную лицензию моторного масла: какая у него маркировка по API, ACEA или ILSAC, подходит ли она для вашего двигателя. 3. Определите подходящий тип вязкости по SAE: он зависит от условий эксплуатации и рекомендаций производителя. 4. Выберите состав масла: минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Помните, что у масел с добавлением синтетики лучшие свойства и срок работы.